Паспорт программы
Наименование программы
Заказчик программы
Руководитель/разработчик
программы
Нормативная база
Социальные партнеры
Контактные телефоны
Адрес электронной почты
Описание проблемы
Цель программы
Задачи программы
Ресурсное обеспечение
реализации Программы
Ожидаемый
конечный
результат
реализации
программы
Программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Администрация МАДОУ «Детский сад №13 «Колосок»
Заместитель заведующего по УВР
Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г «Об утверждении
ФГОС ДО»
Октябрьская сельская библиотека, Дом Культуры, СОШ № 18, ГБУДОСО
«Октябрьская ДШИ», МКУ ФКИС «Чайка»
+7 (343) 383-60-09
madou13m@mail.ru
В обществе актуальность приобретает проблема профессионального
самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие
информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых
профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать
осознанный выбор, в соответствии со своими способностями и
возможностями. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы
профориентации в работе с детьми. Поэтому необходимо совершенствовать
систему профориентационной работы в ДОУ
Формирование ценностного отношения дошкольников к трудовой
деятельности, развитие интереса детей к миру труда и профессиям взрослых
через ознакомление с профессиональными праздниками, посещение
организаций поселка и на примере ближайшего окружения (сотрудники
детского сада, родители)
1. Формировать представление о труде как ценности общества, основы
достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека.
2. Расширять знания о мире профессий.
3. Воспитывать уважение и благодарность людям, создающим своим
трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые
современному человеку для жизни.
Данная Программа может быть реализована при наличии:
1. высококвалифицированных кадров;
2. стойкой мотивации педагогов к внедрению инноваций в образовательный
и воспитательный процесс;
3. пополняемой материально-технической базы (соответствующей
требованиям к дошкольным образовательным организациям);
4. информационного обеспечения образовательного процесса.
1. Дети: имеют преставление о большем количестве профессий, имеют
представление о содержании трудовых специальностях, в чем смысл их
труда, какая польза от труда для людей, города, страны.
2. Родители: рост активности участия родителей в профориентационной
работе, с желанием рассказывают детям о своей профессии, готовы
продемонстрировать для детей фрагменты своей работы.
3. Педагоги: освоение новых приемов и методов работы с
детьми по ранней профориентации в детском саду. Пополнение
методической библиотеки, приобретение развивающих игр, фильмов по
профориентационной тематике. Появление новых социальных
партнеров детского сада по профориентации.
Пояснительная записка
Актуальность
Детский сад является важной ступенью в образовании детей. Одним из основных
направлений деятельности детских садов является работа по сопровождению
профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.
Проблема организации работы по профессиональному самоопределению детей
дошкольного возраста зависит от методического, материально-технического обеспечения,
кадрового потенциала ДОУ.
Сегодня детский сад не располагает целостной научно-методической системой знакомства
ребенка с профессиональной деятельностью взрослых с целью раннего профессионального
самоопределения
Данные обстоятельства определили необходимость разработки программы
сопровождения профессионального самоопределения воспитанников «Кем быть?».
В каком же возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?
Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в
старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования.
Однако до этого его можно готовить уже с детского сада. Дошкольное подразделение является
первой и очень важной ступенью в решении проблемы профориентации.
Эта тема актуальна, поскольку воспитание активных граждан общества, развитие их
инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте.
Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной
интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней
профориентации воспитанников.
Дошкольное образование в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации», является первым уровнем общего образования в России и направлено
на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных,
эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста. Жизнь ребёнка протекает в
определённой социокультурной среде региона, в которую включается с самого рождения,
имеет возможность с самого рождения наблюдать профессиональную деятельность взрослых,
накапливать различные впечатления о профессии, а затем использовать в разнообразных видах
культурных практик (играх, познавательной деятельности, продуктивной деятельности и др.)
воспроизводить свои знания. Ребёнок ещё с раннего дошкольного возраста начинает
интересоваться профессиональной деятельностью людей.
Дети дошкольного возраста получают знания о профессиях из ближайшего окружения
взрослых, от сверстников, из собственных наблюдений, с помощью средств массовой
информации, а также из сетевых ресурсов.
Знакомясь с профессиями, ребёнок усваивает общественную значимость труда, а при
правильной организации образовательной и игровой деятельности его труд начинает
определяться общественными мотивами.
Актуальность программы определяется рядом факторов, среди которых наиболее
важными являются:
научно
обоснованная
целесообразность
ознакомления
дошкольников
с
профессиональной деятельностью взрослых;
потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно обоснованной
педагогической системы, обеспечивающей более полное согласование задач в части
профессиональных ориентировок детей;
необходимость более эффективного использования возможностей образовательного
процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей дошкольника.
Работа с детьми дошкольного возраста по профессиональному самоопределению
обусловлена следующими факторами:
в дошкольном возрасте дети любознательны и поэтому необходимо сформировать у
них активный интерес к различным профессиям.
у детей дошкольного возраста проявляется интерес к работе родителей.
В детском саду методической основой по формированию у детей элементарных
представлений о труде взрослых и профессиях являются: образовательная, учебная программа
дошкольного образования, учебные и учебно-методические пособия, официально
утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида издания Министерством
образования для образовательных организаций дошкольного образования.
Актуальными направлениями такой работы являются:
расширение и обогащение представлений воспитанников о мире, в котором они живут,
в том числе мире людей;
формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной
профессии;
воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к
продуктам труда.
Данные направления имеют место на протяжении всего периода получения
воспитанником дошкольного образования и реализуются:
в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровая,
коммуникативная, речевая, познавательно-исследовательская, изобразительная,
трудовая, музыкальная, общение, двигательная (выполнение физических упражнений);
в процессе организованных педагогом форм работы: занятие, экскурсии, праздники,
развлечения.
Среди задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда
стоят на первом месте. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического
воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание
трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически
подготавливает ребёнка к созидательному труду. Труд способствует развитию
способностей ребёнка.
Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями,
новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми
гранями в отношениях с людьми. Раннее знакомство с различными видами человеческой
деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации
личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека,
помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к
собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя
профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим
качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к
профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в
доступных видах деятельности.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из
ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Детский сад является первой важной
ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую
осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них
определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее
знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и
опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане
самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом
современных образовательных технологий:
1. Технология проектной деятельности- Проектная деятельность - это деятельность с
определенной целью, по определенному плану для решения поисковых,
исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр Игра - это самая
свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую)
действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества,
активности, самостоятельности, самореализации.
3. Технология интегрированного обучения Интеграция–это состояние (или процесс,
ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия
отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования,
обеспечивающее целостность.
На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий
можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
4. Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях
развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В
дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные
проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат,
видеокамера.
Дошкольное детство – важный этап вхождения ребёнка в человеческое общество. В
этом возрасте у ребёнка начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка
с ведущими сферами бытия, формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества. В рамках преемственности по профориентации детский сад является
первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное
учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным
опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика,
полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают,
как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует
огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий
является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом,
формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это
необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Цель программы: Формирование ценностного отношения дошкольников к трудовой
деятельности, развитие интереса детей к миру труда и профессиям взрослых через
ознакомление с профессиональными праздниками, посещение (виртуальное) организаций
города и на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители
Задачи программы: 1. Формировать представление о труде как ценности общества, основы
достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека.
2. Расширять знания о мире профессий.
3. Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом
разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному
человеку для жизни
Принципы реализации программы:
1. Принцип воспитывающего обучения – обучающая деятельность педагога носит
воспитывающий характер. Специально подобранное содержание обучения имеет своей
целью ознакомление детей с окружающей действительностью, приобщение к культуре
труда, формирование ценностного отношения к труду людей разных профессий.
2. Принцип научности – использование в работе научно обоснованных и практически
апробированных методик.
3. Принцип наглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт
ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности.
4. Принцип систематичности и последовательности предполагает постепенное
усложнение материала по ознакомлению дошкольников с профессиями, его системность.
5. Принцип доступности предусматривает соотнесение содержания, характера и объема
учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей, ориентация на
ближайший уровень развития воспитанников.
6. Принцип осознанности. При этом мы считаем, принцип осознанности ведущим, так как
он дает возможность для формирования у воспитанников активной и осознанной позиции
по отношению собственным достижениям.
7. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
8. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какойлибо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда,
предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не
воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
9. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия,
наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
10. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и
воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми
возможностями региона. В основу реализации комплексно-тематического принципа
построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает
социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской
деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребенка.
Программа направлена, согласно ФГОС ДО:
В области «Социально-коммуникативное развитие» - «на формирование позитивных
установок к различным видам труда и творчества»;
В области «Познавательное развитие»- «на развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление
сознания; формирование первичных представлений о других людях, объектах
окружающего мира»;
В области «Речевое развитие» - «на владение речью как средством общения и культуры»;
В области «Художественно-эстетическое развитие» - «на реализацию самостоятельной
творческой деятельности»;
В области «Физическое развитие»- «на становление ценностей здорового образа жизни,
овладение его элементарными нормами и правилами».
Реализация программы планируется через проведение непосредственно – образовательной
деятельности, совместной деятельности и самостоятельной деятельности дошкольников по
разным возрастным группам, а также организации работы с родителями.
Занятия (НОД) с детьми проводится 1 раз в неделю.
Все занятия носят интегрированный характер.
В рамках реализации программы предусмотрены творческие задания на взаимодействие
ребёнок + родитель (домашние задания, педагогические проекты), экскурсии, встречи с
представителями разных профессий муниципального рынка труда, просветительская работа с
родителями и педагогами по сопровождению профессионального самоопределения
дошкольников в условиях п. Октябрьский.
В ходе реализации программы «Кем быть?» планируется проведение мониторинга:
по изучению затруднений педагогов дошкольных образовательных организаций в
сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;
по изучению затруднений родителей воспитанников дошкольных образовательных
организаций в сопровождении профессионального самоопределения детей
дошкольного возраста;
по изучению затруднений в профессиональном самоопределении дошкольников;
по изучению эффективности реализации программы.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4) года).
Задачи работы:
формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых,
простейших трудовых операциях и материалах;
учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о
людях;
обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей
литературных произведений, которые трудятся;
развивать представления об использовании безопасных способов выполнения
профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Задачи работы:
формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение
потребностей человека и общества;
формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
формировать первичные представления о мотивах труда людей;
формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу
людям и описанных в художественной литературе;
учить сравнивать профессии;
учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих
понятный ребенку результат;
знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности,
связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
расширять и систематизировать
представления
о
труде
взрослых,
материальных и нематериальных результатах труда,
его личностной и общественной значимости;
расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники,
облегчающей выполнение трудовых функций человека;
формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей
средствами художественной литературы;
систематизировать знания о труде людей в разное время года;
знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей,
композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых,
связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и
содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную,
социальную и государственную значимость, представления о труде как
экономической категории);
расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах –
помощниках человека;
формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство
продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля,
образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитанники: преставление о большем количестве профессий, о содержании
трудовых специальностях, в чем смысл их труда, какая польза от труда для людей,
города, страны.
2. Родители: рост активности участия родителей в профориентационной работе, с
желанием рассказывают детям о своей профессии, готовы продемонстрировать для детей
фрагменты своей работы.
3. Педагоги: освоение новых приемов и методов работы с детьми по ранней
профориентации в детском саду. Пополнение методической библиотеки, приобретение
развивающих игр, фильмов по профориентационной тематике. Появление новых
социальных партнеров детского сада по профориентации.
Планируемые
результаты
Результатом реализации программы является развитие у детей:
3 года - знает и называет членов своей семьи, имеет общее представление о том, где и
кем работают родители и в чем ценность их труда.
4 года - имеет представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их
труда. Называет некоторые профессии и инструменты, которыми пользуются люди
определенных профессий. Проявляет положительное отношение к труду взрослых.
5 Лет - имеет представление о различных видах профессий; проявляет интерес к разным
профессиям; выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа; имеет
представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на работе.
6 лет - имеет представление о разных профессиях; об истории возникновения и развития
данных профессии; знает где и кем работают родители и в чем ценность их труда;
соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеет
обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи
между компонентами трудовой деятельности; использует предметы-заместители в
качестве атрибутов для творческих игр.
Основные направления методического сопровождения
инновационной деятельности
Направления методического Содержание деятельности
сопровождения
Профессиональный
рост Повышение
профессиональной
компетентности
педагогов
педагогов по вопросам ранней профориентации
дошкольников
Методическая
поддержка Обеспечение адресной помощи по вопросам
педагогического процесса по реализации парциальной образовательной программы
ранней
профориентации «Кем быть»
дошкольников
Методический кабинет
Формирование
методического
кабинета
ДОУ.
Методическое
сопровождение
педагогического
процесса ранней профориентации дошкольников
Мониторинг
Мониторинг инновационной деятельности по ранней
профориентации
дошкольников.
Корректировка
мероприятий по реализации Проекта в соответствии с
результатами мониторинга
Инновационный опыт
Создание условия для трансляции результативного
педагогического опыта
ПЛАН
мероприятий по профориентации в МАДОУ № 13 на 2025-2027 учебный год
1. Мероприятия по профессиональной ориентации в ДОУ. Работа
с воспитанниками
Мероприятия
Срок реализации
Исполнитель
№
п/п
1
Открытые занятия по ознакомлению
профессиями и людьми труда
2
Развлечения:
«Трудовая
слава
нашей
семьи»,
«Трудом славен человек» и др.
3
4
5
6
7
8
9
с
Проведение сюжетно- ролевых игр и
игр- инсценировок
«Летчики», «Больница», «На
дороге»….
Дидактические игры,
викторины, спектакли
Ознакомление с трудом
взрослых в детском саду: интервью,
экскурсии
Проведение экскурсий на почту, в аптеку, в
поликлинику, школу, автосервис, библиотека и
др. (близко расположенные объекты)
Конкурс детского рисунка (для старших
дошкольников) «Кем я буду»
В течение года
Воспитатели
групп
В течение года
Педагоги,
специалисты
В течение года
Педагоги на
группах
В течение года
Педагоги на
группах
Педагоги на
группах
В течение года
В течение года
Педагоги на
группах
В течение года
Педагоги на
группах
Выпуск
альбома
« Моя
будущая В течение года
профессия»
Изготовление лэпбуков по профессиям
В течение года
Педагоги на
группах
Педагоги на
группах
10
1
2
3
1
2
3
4
Организация квест – игр «Город Мастеров»
В течение года
Педагоги на
группах
специалисты
Раздел 2. Мероприятия по профессиональной ориентации в ДОУ.
Работа с педагогами
Подбор литературы
В течение года
Зам. Зав. по
художественной,
УВР
иллюстрационного материала)
Семинар «Дидактическая игра по
В течение
Педагоги
ознакомлению детей с профессиями»
года
Консультации:
Зам. Зав. по
В течение года
«Формирование у детей представлений о
УВР
труде взрослых в рамках образовательных
программ дошкольного образования»;
«Формы и методы работы с детьми по
формированию представлений о труде
взрослых»
Раздел 3. Профориентационная работа в дошкольном образовательном учреждении
Сотрудничество с родителями
В течение
Педагоги
Анкетирование семей «Как мы знакомим
года
своего ребенка с профессиями»
В течение
Консультации:
года
«Формирование отношения к профессии у
воспитания дошкольников в
процессе
социализации»;
«Трудовое воспитание в семье»;
«Все профессии нужны, всепрофессии важны»
В течение
Фотовыставки в группах:
года
«Профессии наших родителей», «Мамы
разные нужны, мамы разные важны», «Папа
может»
Родительские собрания
В течение
года
Педагоги
Педагоги
Педагоги
Показатели познавательного развития детей дошкольного возраста
Обследование уровня познавательного развития детей проводится два раза в год:
начальное – в октябре месяце, итоговое в апреле месяце с использованием следующих
методов:
- наблюдение;
- диагностика;
- подбор творческих и практических заданий;
- беседа.
Данные методы позволяют выявить реальный уровень познавательного развития ребенка
и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить недостатки.
Результаты диагностики являются точкой отчета для прогнозирования особенностей
развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и
приемов педагогического воздействия, которое будет наиболее адекватным.
В младшей группе проводится индивидуальная беседа с ребенком с использованием
иллюстративного материала. Педагог определяет, различает ли ребенок трудовые и
нетрудовые процессы, производственный или бытовой труд, видит ли направленность
конкретных трудовых процессов на результат, выделяет ли компоненты простейших
трудовых процессов (цель, мотив труда, предмет труда, инструменты, трудовые действия,
результат труда).
Вопросы к детям:
- Отбери картинки, где человек работает, трудится.
- Расскажи, как папа, (мама) трудятся дома? Что делают?
- Какие инструменты, предметы нужны для работы? Что делают сначала, что потом?
Что получилось? Для чего сделали?
В средней группе важно выяснить, понимает ли дети общественную значимость труда,
знают ли названия профессий, трудовые процессы, выполняемые людьми
(направленность, содержание, структура). В индивидуальной беседе с ребенком
целесообразно показать иллюстрации с изображением профессиональной деятельности
взрослых, задать следующие вопросы:
- Кем работают эти люди, кто они по профессии? Как ты догадался?
- Что делают? Предложить рассказать о любом трудовом процессе.
- Зачем нужна профессия?
В старших группах необходимо выяснить, осознают ли дети общественную значимость
труда людей разных профессий (инженера, строителя, шахтера, работника транспорта,
сельского хозяйства, дизайнера, художника, гравера и т. д.) и взаимосвязи различных
видов труда; сформировано ли обобщенное представление о роли техники в груде
(ускорение процесса получения результата труда, улучшение его качества, облегчение
труда человека), обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание
взаимосвязей между компонентами трудового процесса. Используя наборы иллюстраций
о труде взрослых, воспитатель проводит индивидуальную беседу с ребенком по
следующим вопросам:
- Люди каких профессий работают на стройке? Расскажи, что делает каменщик (плотник,
маляр)?
- Почему на стройке много строителей? - Какие машины нужны на стройке? Зачем они
нужны?
- Откуда, хлеб в городе? Расскажи, где его выращивают?
- Какие машины нужны, чтобы вырастить хлеб?
- Откуда фермеры получают машины?
- Зачем люди работают в городе и в деревне?
- Для чего все люди работают?
- Что будет, если люди перестанут работать?
Индивидуальная карта развития представлений у детей дошкольного
возраста о профессиях взрослых
Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребенком. Данные индивидуальной карты
являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребенком.
Также для диагностики познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в
рамках работы по ранней профориентации подобраны критерии (Н.С. Пряжникова)
оценивания уровня познавательного развития: - когнитивный критерий дает возможность
оценивать: овладение понятиями о профессиях, осознание в определённой степени своих
способностей и умений;
- мотивационно-потребностный критерий устанавливает уровень развития интереса к
труду, отношение к труду и профессиям, наличие желания овладеть определенной
профессией.
№
п/п
1
2
3
1
2
3
4
1
2
3
4
5
1
2
3
4
Программное содержание
3 года
Имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других
близких (мама работает в магазине, папа работает водителем и т. п.)
Принимает условную игровую ситуацию, адекватно действует в
ней (лечит больного, летит на самолете, ведет машину и т. д.)
Объединяет в смысловую цепочку знакомые игровые действия
(послушали куклу, проверили горло, выпили лекарство, и Т. д.)
4 года
Проявляет интерес к профессиям, задает вопросы взрослым и
сверстникам о
профессиях, синтересом рассматривает
наглядные материалы
Знаком с профессией близких людей
Называет профессию, перечисляет основныепрофессиональные
трудовые действия
Выделяет основные этапы трудового процесса, подражают
профессиональным трудовымдействиям
5 лет
Знает о разных профессиях, опирается на них в играх (врач,
водитель, продавец, воспитатель и т.д.)
Представляет значимость труда родителей, других близких людей
Организует игры на профессиональные сюжеты
Понимает смысл труда, видит его результаты, выражает
собственную точку зрения об общественной
значимости
результатов профессионального труда взрослых
Проявляет чувство удовольствия в процессе
выполнения интересной для него и полезной для других
деятельности
6 лет
Знает о разных профессиях, в том числе связанных со
спецификой родного города
Организует игры на профессиональные сюжеты
Имеет представление о значимости трудавзрослых, испытывает
чувство благодарности к людям за их труд
Способен импровизировать в игре с сюжетом,
отражающим профессиональные действия взрослых
Имя ребенка
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Бережно относится к тому, что сделано руками
человека
7 лет
Самостоятельно отбирает или придумывает сюжеты игр,
отражающих
профессиональную
деятельность
людей,
придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя
место для импровизации
Выделяет общественную значимость труда людей разных профессий
(инженера- конструктора, строителя, шахтера, металлурга, агронома,
дизайнера, архитектора, художника, гравёра и т. д.)
Находит новую трактовку роли и исполняет ее
Может моделировать предметно-игровую среду
Имеет представление о профессиях, связанных со спецификой
родного города
Интересуется различными профессиями, местом
работы родителей
Имеет обобщенное представление о структуре
трудового процесса, понимает взаимосвязи междукомпонентами
трудового процесса
Имеет представления о профессиональной этике
представителей большинства профессий
Выражает предпочтение определенной группе профессий или
конкретной профессии
Имеет представление о роли техники в труде
Примечание: отметка «+» или «-».